Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Монтаж системы СНГ на автомобиль требует опыта и ответственности. Выполнение операций без надлежащей осторожности из-за некомпетентности, небрежности или несоблюдения действующих нормативов, может привести к чрезвычайно ОПАСНЫМ ситуациям. Следовательно важно, чтобы монтажник был знаком со свойствами СНГ, хорошо знал все комплектующие системы и следовательно мог правильно выполнить их монтаж и техническое обслужиавние.

Сжиженный нефтяной газ (СНГ)

Так называют коммерческую смесь пропан-бутана, получаемую после переработки сырой нефти, из побочных нефтепродуктов или из природного газа. Характеристики, приведенные в таблице 1.1, показывают физико-химические свойства пропана и бутана.

Газ

Пропан

Бутан

Химическая формула

C3 H8

C4 H10

Молекулярный вес

44

58

Удельный вес

0,510 кг/л

0,580 кг/л

Точка кипения

-43 °C

-0,5 °C

Миним. теплотворная спосбность

11070 Ккал/кг

10920 Ккал/кг

Температура зажигания °C

510 °C на воздухе

490 °C на воздухе

Пределы зажигания в % от объема

2,1 - 9,5

1,5 - 8,5

Скорость зажигания в см/сек

32 на воздухе

32 на воздухе

 

таб 1.1– Физико-химические свойства

Основные характеристики

Одной из основных характеристик, отличающих СНГ, и следовательно определяющих его применение, является насыщение пара, соответствующее давлению газообразной фазы, находящейся в равновесии с жидкой фазой в закрытом баллоне. то есть как насыщение испарений бутана при 0 градусах будет равно 0.005 бар, а при 15 градусах - 0.8 бар, в то время как насыщение испарений пропана будет соответственно 4 бара и примерно 6,5 бар. Это определяет значительные перепады давления смеси при изменении процентного соотношения бутана и пропана. Давление повышается также при повышении температуры и следовательно приводит к сильным изменениям объема СНГ в жидком состоянии. Следовательно если баллон полностью заправлен СНГ в сжиженном состоянии, и температура продолжает подниматься, происходит резкое повышение давления, которое может привести к аварийному сбросу давления через мультиклапан .

Категорически запрещается полностью заправлять баллон сжиженным СНГ. Еще одной важной характеристикой, отличающей эти два газа (бутан и пропан), является точка их кипения, то есть температура, при которой газ переходит из жидкого состояния в газообразное. В то время как пропан при температуре –43°C больше не переходит в газообразное состояние и остается в жидком, для бутана это происходит при температуре 0°C . По этой причине в условиях особо холодного климата необходимо использовать смеси, содержащие повышенный процент пропана, который способствует переходу СНГ в газообразное состояние.

Использование СНГ в качестве топлива для автомобилей

СНГ дает высококачественную энергию и используется в жилищной сфере, в промышленности, в ремесленной и сельскохозяйственной отраслях, а также в автомобильной промышленности. Так как СНГ является эффективной заменой бензина и дизельного топлива, любопытно провести сравнение этих продуктов и проанализировать их характеристики (табл. 1.2).

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРОПАН

БУТАН

БЕНЗИН

ДИЗЕЛЬ

Плотность 15°C (кг/л)

0,508

0,584

0,73 - 0,78

0,81-0,85

Напряжение пара при 37,8°C (бар)

12,1

2,6

0,5 - 0,9

0,003

Точка кипения (°C)

- 43

- 0,5

30 - 225

150-560

Октановое число по исследовательскому методу R.O.N.

111

103

96 - 98

-

Октановое число по моторному методу M.O.N.

97

89

85 - 87

-

Миним. теплотворная способность (МДж/кг)

46,1

45,46

44,03

42,4

Миним. теплотворная способность (МДж/л)

23,4

26,5

32,3

35,6

Стехиометрическая смесь (кг/кг)

15,8

15,6

14,7

-

Теплотворная способность стехиом. смеси (КДж/м3)

3414

3446

3482

-

 

Табл. 1.2 – Характеристики основных типов топлива.

Из анализа данных, приведенных в таблице, видно, что диапазон кипения бензина и дизеля выше температуры окружающей среды, в то время как СНГ кипит при более низкой температуре. Это значит, что бензин и дизель остаются в жидком состоянии в бензобаке при атмосферном давлении, в то время как СНГ должен подвергнуться воздействию определенного давления. Это давление, как следует из таблицы 1.2, является довольно низким (несколько бар). Даже если теоретически для бензина точка кипения выше температуры окружающей среды, он также подвержен испарению, поэтому в современных автомобилях он содержится в герметичных бензобаках. Из анализа значений октанового числа по исследовательскому методу (R.O.N.) и значений октанового числа по моторному методу (M.O.N.) видно, что антидетонационная способность СНГ значительно выше по сравнению с бензином Супер-98. Теплотворная способность СНГ по сравнению с дизелем и бензином является более высокой. В случае дизеля и бензина, их расход автомобилем, по отношению к кг/массы, более низкий по сравнению с СНГ; если сравнить расход по отношению к объему, результат получается противоположным по причине иного удельного веса.